Приказ Минздрава РФ от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры» (далее – Приказ № 29н) согласно преамбуле принят в соответствии с частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ).
Следовательно, и данный Приказ, и утвержденные им Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников и Перечень медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, применяются только в отношении случаев, установленных статьей 213 ТК РФ.
В силу части первой статьи 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. При этом частью 4 статьи 213 ТК РФ установлено, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким образом, Приказ № 29н, а также приложения к нему применяются в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта.
Однако работники водного транспорта в целом в данном документе вообще не упоминаются, соответственно, положения Приказа № 29н применяются к ним только в случаях наличия иных факторов, приведенных в Приложении «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников», например, указанных в пункте 11: работы в особых географических регионах с местами проведения работ, транспортная доступность которых от медицинских учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь в экстренной форме, превышает 60 минут.
В то же время пунктом 1 статьи 55 Кодекса торгового мореплавания РФ (далее – КТМ РФ) определено, что лица, претендующие на допуск к работе на судне, обязаны пройти предварительный медицинский осмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов. Лица, допущенные к работе на судне, обязаны ежегодно проходить такой медицинский осмотр.
При этом согласно пункту 2 статьи 55 КТМ РФ перечень заболеваний, препятствующих работе на судне, определяется Правительством РФ, а порядок проведения медицинского осмотра и форма медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к работе на судне устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.
На данный момент порядок проведения медицинского осмотра, предусмотренного статьей 55 КТМ РФ, в установленном порядке не утвержден, однако это не отменяет правила о необходимости прохождения таких осмотров для работы на судах. По нашему мнению, такой осмотр должен проводиться таким образом, чтобы удостоверить отсутствие у соответствующего лица заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, препятствующих работе на морских судах, судах внутреннего плавания, а также на судах смешанного (река - море) плавания, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 742 (далее – Перечень № 742).
Таким образом, основания для прохождения предварительных и периодических медицинских осмотров, предусмотренные Приказом № 29н и статьей 55 КТМ РФ, не совпадают.
Исходя из вышеизложенного, все лица, на которых распространяются положения статьи 55 КТМ РФ, должны проходить периодические медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитотов.
Порядок прохождения таких осмотров в установленном порядке не утвержден, однако, как следует из положений статьи 55 КТМ РФ, прохождение данных медицинских осмотров должно обеспечивать уверенность, что лица, допущенные к работе на судне, не имеют заболеваний, указанных в Перечне № 742. Определить, какие специалисты должны проводить соответствующие осмотры без профессиональных познаний в области медицины не представляется возможным, соответственно, их состав должен определяться проводящими осмотры медицинскими учреждениями.
Такие периодические медицинские осмотры должны проводиться ежегодно.
В то же время при наличии факторов, приведенных в Приложении «Периодичность и объем обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников» к Приказу № 29н, данные лица должны также проходить медицинские осмотры в порядке, предусмотренном Приказом № 29н (как в части периодичности, так и в части состава специалистов).
Определить, может ли осмотр специалистами, указанными в Приказе № 29н применительно к конкретным факторам и / или работам, даже если он будет проводиться ежегодно, обеспечить уверенность в том, что у лица, допущенного к работе на судне, отсутствуют заболевания, предусмотренные Перечнем № 742, без профессиональных познаний в области медицины не представляется возможным. Равно как и определить, необходимо ли участие специалистов, указанных в Приказе № 29н, для определения отсутствия заболеваний, предусмотренных Перечнем № 742.
Соответственно, определить, может ли документ о прохождении периодического медицинского осмотра, проведенного в порядке, предусмотренном Приказом № 29н применительно к конкретным факторам и / или работам, использоваться в целях удостоверения выполнения требований, предусмотренных статьей 55 КТМ РФ, не представляется возможным.
Аналогично не представляется возможным определить, может ли документ, удостоверяющий отсутствие заболеваний, предусмотренных Перечнем № 742, свидетельствовать о том, что медицинский осмотр был проведен специалистами, указанными в Приказе № 29н применительно к конкретным факторам и / или работам.