+7 (812) 33-444-88
Главная Специально для сайта www.audit4dk.ru

Представление отчетности об образовании отходов, если все работают на дому

Специально для сайта www.audit4dk.ru
16.02.2015

Вопрос:

Организация малого бизнеса оказывает услуги по разработке программного обеспечения. В начале 2014 года организация арендовала офис, далее все сотрудники работают на дому. Отходов нет, и паспорта отходов не составляются.

Надо ли сдавать отчетность в департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному Федеральному округу?

Ответ:

Даже при отсутствии отходов организация малого бизнеса должна представлять отчетность в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30. При этом в отчетности надо указать, что отходы отсутствуют.

В противном случае существует вероятность, что организацию оштрафуют по статьям 8.2 или 8.5 Кодекса об административных правонарушений РФ за неподачу отчетности по отходам.

 

Обоснование.

Организация относится к категории субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Для таких юридических лиц порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в соответствии с п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", определен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 № 30 (далее – Порядок).

Согласно Порядку, субъекты малого и среднего предпринимательства представляют отчетность об образовании, использовании, размещении отходов в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей деятельности, в результате которой у них образуются отходы. Такие субъекты отдельные лимиты не утверждают, так как лимитами для них считается то количество отходов, которое они фактически направили на размещение в соответствии с отчетностью (согласно п. 3 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 25.02.2010 № 50). Поэтому для этих организаций не может быть установлена и ответственность за несоблюдение лимитов отходов.

Отчетность за год представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом. Датой представления отчетности определяется по отметке территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления, при этом согласовывать Отчетность с территориальными органами Росприроднадзора не требуется (то есть необходим сам факт ее представления) (письмо Росприроднадзора от 07.12.2011 № ОД-06-01-32/15903).

Согласно п. 6 Порядка, отчетность нужно представлять на бумажном носителе в двух экземплярах вместе с электронной версией Отчетности на магнитном носителе. Один из экземпляров должен храниться у отчитывающегося субъекта малого и среднего предпринимательства. На официальном сайте Росприроднадзора размещено для свободного бесплатного доступа программное обеспечение для оформления отчетности в электронной форме.

Как разъясняется в Письме Росприроднадзора от 01.07.2013 № ВК-06-01-36/9256, в случае, если субъекты малого и среднего предпринимательства не представили отчетность об отходах в срок, к ним может применяться административная ответственность, предусмотренная ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ).

Статья 8.2 КоАП устанавливает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

За такое правонарушение для должностных лиц установлен штраф в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, а для юридических лиц – штраф от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Одновременно в ряде судебных решений, в том числе в постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда (апелляционная инстанция по г. Санкт-Петербург), судами поддержана позиция о том, что непредставление сведений об отходах производства и потребления в установленный срок, невыполнение требований по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их обращение не образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ (Постановление ФАС МО от 04.03.2004 № КА-А40/1006-04, Постановление ФАС ЦО от 8.02.2007 по делу № А68-2372/06-156/15, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.12.2011 по делу № А56-41603/2011).

В ряде судебных решений суды демонстрируют иной подход к последствиям непредставления отчетности об образовании отходов: за непредставление отчетности организация может быть привлечена к административной ответственности по статье 8.5 КоАП (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 N 07АП-10457/14 по делу № А45-13139/2014, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 по делу N А56-77721/2012).

Эта статья предполагает ответственность за сокрытие или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, лицами, которые обязаны сообщать такую информацию. За такое правонарушение установлен административный штраф на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Однако есть и судебные решения, которые содержат прямо противоположную точку зрения: например, в Постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2014 по делу N А56-80547/2013 указано, что непредставление отчетности об отходах необходимо квалифицировать по статье 8.5 КоАП РФ, а не по статье 8.2 КоАП РФ.

Как видно из вышеприведенной судебной практики, в настоящее время не сложился единый подход к определению ответственности за отсутствие отчетности об образовании, использовании, размещении отходов в территориальные органы Росприроднадзора. Но во избежание привлечения организации к ответственности по статьям 8.2 или 8.5 КоАП РФ отчетность все же рекомендуется представить.

Следует отметить, что исходя из запроса, у организации фактически отсутствуют отходы, которые образуются в процессе ее деятельности. Поэтому можно в таком случае подать отчетность с указанием нулевых значений баланса масс отходов. Так как отходов образовано не было, и они не передавались сторонним лицам, не размещались и т.д., то в отчетности не будут отражаться сведения о лицах, которым в отчетном периоде были переданы отходы, к отчетности не будут приложены копии договоров с данными лицами (в связи с их отсутствием).

В случае возникновения у контролирующих органов претензий к представленной «нулевой» отчетности организация может дать пояснения о своей деятельности, в частности:

- работники работают на дому и у них образуются только отходы бытового характера;

- техника, принадлежащая организации, была перепродана вместе с коробками и упаковочными материалами иным организациям, в процессе деятельности из строя не выходила и не утилизировалась;

- в период аренды офиса бытовые отходы не возникали;

- в связи с особенностями вида деятельности организации (код 72.20 «Разработка программного обеспечения и консультирование в этой области» согласно заявленному ОКВЭД (утв. Постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст.)) у организации не происходит возникновения отходов производственного характера.

В ряде судебных решений поддержана позиция о том, что если в процессе деятельности отходы не образуются, то нет оснований для привлечения к ответственности в сфере обращения с отходами.

Так, в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.08.2011 по делу № А56-11250/2011 (Определением ВАС РФ от 16.12.2011 № ВАС-16269/11 отказано в передаче данного постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора, постановление оставлено в силе) суд счел недоказанным факт накопления обществом отходов производства I - IV класса опасности (подлежащих паспортизации), в частности, контролирующий орган не предоставил доказательства наличия отходов; в момент проверки контейнер для отходов был пуст. Также суд счел недоказанным вывод контролирующего органа о том, что общество в процессе своей деятельности (сдачи в аренду помещений) осуществляет деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом этой деятельности Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, и отказал в привлечении к ответственности.

В Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 28.12.2010 № Ф03-9253/2010 по делу № А73-4673/2010 также указано, что нет оснований для привлечения к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, если из постановления о привлечении к административной ответственности не усматривается, что учреждение осуществляет деятельность, связанную с обращением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.

Как показывает анализ судебной практики, для органов Росприроднадзора основным способом выявления нарушений в сфере представления отчетности по отходам является выездная проверка помещений и территорий, которые занимают организации и индивидуальные предприниматели. Контролирующий орган обычно проводит осмотр установленного оборудования и техники, которые могут создавать отходы, мест сбора мусора. Например, в Постановлении Верховного Суда РФ от 06.06.2014 № 3-АД14-2 указано, что фактором образования отходов является использование для освещения помещения люминесцентных ртутьсодержащих ламп (трубок) с ограниченным сроком эксплуатации в потолочных светильниках.. Проверяющие органы также анализируют отходы, фактически находящиеся на территории экономических субъектов, и проверяют на соответствие заявленным классам опасности.

Например, как следует из Постановления Верховного Суда РФ от 06.06.2014 № 3-АД14-2, контролирующий орган выявил опасные отходы путем проверки урн и емкостей для отходов, связанных с содержанием персонала, управленческой деятельностью и содержанием помещения, и отразил результаты осмотра в Акте осмотра территории, приложив фототаблицу. В материалах, содержащихся в Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.10.2014 по делу № А56-56152/2013, в подтверждение своей позиции органы Росприроднадзора также представили Акты осмотра территории, составленные по результатам проверки с приложением фотоматериалов.

Поэтому следует отметить, что отсутствие арендованных помещений у организации в настоящее время снижает вероятность выявления у нее нарушений в сфере представления отчетности, так как осмотр мест возникновения отходов будет невозможен.

Однако так как организация фактически продолжает свою деятельность (хотя бы и без нахождения в арендованном помещении), нельзя исключить предъявления органами Росприроднадзора требований о паспортизации отходов и представлении отчетности по отходам в дальнейшем. Соответственно, в случае неподачи отчетности вероятно возникновение споров с контролирующими органами и привлечение организации к административной ответственности за непредставление отчетности.

Хотите получить подробную консультацию по данной тематике?
Свяжитесь с нашим лучшим специалистом

Ваше имя*:
Ваш e-mail*:
Ваш телефон*:
 

Возврат к списку