+7 (812) 33-444-88
Регион:
Главная > Публикации > Приобретение права требования по стоимости, превышающей ограничения, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, МУПом невозможно.

Костюченко Юлия Михайловна, Юрисконсульт
Специально для сайта www.audit4dk.ru
22 августа 2017

Приобретение права требования по стоимости, превышающей ограничения, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, МУПом невозможно.

Согласно разъяснениям, данным Минэкономразвития России в письме от 21.04.2017 № Д28и-1628, заключение договора уступки требования относится к сфере регулирования Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). При этом приобретение цессионарием права требования по исполнению обязательств является закупкой по смыслу Закона № 223-ФЗ.

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» (далее – Законе № 321-ФЗ) с 1 января 2017 года произошло распространение положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ) на государственные и муниципальные унитарные предприятия.

С 1 января 2017 года муниципальные унитарные предприятия (далее – МУП) являются заказчиками по смыслу Закона № 44-ФЗ, за  исключением отдельных видов закупок, которые осуществляются в соответствии с Закон № 223-ФЗ в следующих случаях:

за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, приобретение права требования, к вышеуказанным исключениям не относится. 

В связи с тем, что положения Закона № 44-ФЗ, также как и положения Закона № 223-ФЗ направлены на обеспечение прозрачности закупочной деятельности, которыми должны руководствоваться заказчики, МУП, при приобретении права требования обязано руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.

В то же время, право требования может быть приобретено только у единственного поставщика (цедента), то есть данная закупка не может происходить с созданием конкуренции между участниками закупки.

Положения Закона № 44-ФЗ, а именно пп 1-49 ч. 1 ст. 93, определяют исчерпывающий перечень случаев, когда закупка может быть произведена у единственного поставщика. Данные случаи не предусматривают закупку у единственного поставщика ввиду отсутствия конкуренции.

Исходя из существа закупки к ней возможно применение положений только в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, когда  закупка у единственного поставщика может осуществляться заказчиком в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую ста тысяч рублей.

 Если же, стоимость приобретаемого права требования превышает установленные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ ограничения, то проведение данной закупки у единственного поставщика не возможно.

То есть, исходя из буквального содержания Закона № 44-ФЗ приобретение права требования по стоимости, превышающей ограничения, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, невозможно МУПом.

По общему правилу, установленному п. 1 ст. 168 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно п. 2 ст. 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

В п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что применительно к ст. 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Закон № 44-ФЗ предусматривает особые процедуры осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, что направлено на защиту публичных интересов в сфере таких закупок. Частью 2 ст. 8, ч. 5 ст. 24 Закона № 44-ФЗ, ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлен прямой запрет на совершение действий, которые противоречат требованиям закона и приводят к ограничению конкуренции. То есть, договор, заключенный в нарушение требований Закона № 44-ФЗ, является ничтожной сделкой на основании п. 2 ст. 168 ГК РФ.

Таким образом, МУП не может приобрести право требования по стоимости, превышающей ограничения, предусмотренные п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, так как данная закупка, как закупка у единственного поставщика, ст. 93 Закона № 44-ФЗ не предусмотрена.

Яндекс.Метрика